Детский церебральный паралич (ДЦП) — поражение отделов головного мозга, при котором появляются нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, слуха, зрения, речи и даже психики.
Четкой причины развития болезни медицинское сообщество назвать пока что не может. Однако выделены факторы, которые наиболее часто вызывают появление ДЦП у ребенка:
Также врачи выделяют перечень факторов, которые повышают риск появления церебрального паралича у детей:
Как правило, ДЦП врожденный и возникает в утробе или при родах. Однако в редких случаях заболевание появляется после тяжелых черепно-мозговых травм или инфекции головного мозга в детском возрасте — такой тип называют приобретенным.
Человек с детским церебральным параличом признается человеком с ограниченными возможностями и получает инвалидность, но при своевременной и качественной реабилитации он может вести полноценную жизнь.
Точный диагноз, форму и степень тяжести детского церебрального паралича устанавливает врач-невролог. Если ребенок не нуждается в постоянном медицинском вмешательстве и дополнительном контроле, то до 6 лет обязательное обследование проводят 2 раза в год, после 6 лет – 1 раз в год и по необходимости. Для этого используются стандартизированные шкалы, по которым оценивается физическое состояние, мышечно-скелетная система, неврологический статус, функциональные, моторные, коммуникационные способности ребенка.
В диагностике распространена шкала нарушений моторной функции GMFCS. На ее основе строится оценка физических способностей пациента — например, при определении программы реабилитации. По шкале GMFCS детский церебральный паралич делится на несколько уровней:
Также врач оценивает, насколько легко и эффективно пациент обменивается информацией с членами семьи и посторонними людьми, ведь реабилитация и абилитация ДЦП включает в себя не только физические способности, но и коммуникацию и социализацию.
Собрав анамнез, жалобы и оценив состояние пациента, специалисты составляют план лечения. Врач-реабилитолог курирует пациента и решает вопросы касательно курса реабилитации:
Команда специалистов совместно составляет курс реабилитации, определяет периоральные цели и задачи реабилитации и абилитации также совместно с родителями и по-возможности, самим ребенком. Это могут быть цели направленные на повышение мобильности ребенка, обучение повседневным навыкам и самообслуживанию, социальную интеграцию, предотвращение повторных и дальнейших осложнений состояния. Родителей и близких, обучают навыкам ухода и способам помогающим развивать самостоятельность ребенка, для успешной реабилитации и абилитации ребенка с ДЦП.
Реабилитация детского церебрального паралича проводится по нескольким направлениям.
В зависимости от степени тяжести заболевания ребенок учится физическим навыкам. При первом уровни GMFS пациент тренируется держать равновесие, переносить вес, поворачиваться, оттачивает знакомые движения. Также ребенок учится кататься на роликах, велосипеде, лазать, бегать и так далее.
В более тяжелых случаях дети учатся управлять движениями рук и ног, улучшают качество ходьбы и других доступных пациенту движений. При четвертом уровне GMFS ДЦП ребенка обучают поддерживать голову, самостоятельно сидеть, подавать сигналы об утомляемости, осознавать свое тело и положение в пространстве.
Дети учатся поддерживать и менять позу, манипулировать предметами для достижения бытовых и игровых целей, изучают движения разной степени сложности.
Перед проведением физических упражнений снимают спазм мышц — при помощи мануальной терапии, массажа, инъекций ботулотоксина (ботокса). Это помогает легче управлять мышцами во время занятий.
При необходимости изготавливаются ортезы — медицинские приспособления, которые надевает пациент для поддержки и изменения мышечной и скелетной системы. Это корсеты, ортезы, тутора, бандажи, ортопедическое пособие в обувь, стельки, съемные аппараты.
При помощи компьютерной техники пациент видит информацию о состоянии физических процессов и учится ими целенаправленно управлять.
На определенные участки тела приклеиваются специальные ленты — кинезиотейпы. Тейпы улучшают функционирование мышц (расслабление и напряжение), поддерживают суставы, снимают болевые ощущения. Тейпы не являются заменой ортопедических изделий.
Диагностика сенсорной интеграции — выявление сбоя в организация сенсорных сигналов, благодаря которым мозг обеспечивает эффективные реакции тела и формирует эмоции и поведение. Занятия с логопедом и психологом.
Реабилитационный центр ЭйрМЕД оказывает полный комплекс мероприятий для реабилитации и абилитации детского церебрального паралича — от диагностики реабилитационных возможностей до сопровождения к достижению социально значимой цели.
Процедуры проводятся в Санкт-Петербурге как в самом центре, так и на дому.
В реабилитационном центре также используется запатентованный метод чрескожной электростимуляции спинного мозга. Этот метод реабилитации помогает восстановить двигательные функции при детском церебральном параличе, при этом не требует хирургического вмешательства, а а процесс не вызывает болевых ощущений.
Специалисты центра стремятся не просто обучить ребенка с ДЦП определенным движениям, но интегрировать новую активность в жизнь пациента. Навыки, полученные в ходе реабилитации, должны постоянно тренироваться и применяться в реальной жизни и повышать ее качество.
Узнайте подробнее об услугах реабилитационного центра для пациентов с ДЦП и запишитесь на консультацию: 8 812 407 22 69.
Проконсультироваться с врачем
Записаться на приемСпасибо, Ваша заявка успешно отправлена!
Вернуться на сайт